- Подробности
- Опубликовано 06.04.2017 11:58
В 19 веке существовали 2 самых знаковых танца это Вальс и Мазурка. Но в 19 веке существовали далеко не только Вальс и Мазурка, и в первую очередь стоит упомянуть о Польше, которая дала так много для танцевальной культуры 19 века, а также последующих эпох. Первый танец о котором хотелось бы поговорить - это танец, который так и называется польский танец то есть, то есть Полонез.
Зарождение польского танца
Перевод с французского названия танца полонез - польский танец. Полонез это изначально был польский народный танец, танец-шествие. Историки исследователи усматривают начало Полонеза в польском торжественном шествии, которые танцевали крестьяне нередко на свадьбах, под открытым небом. Естественно танец торжественного характера исполнялся парами, очень много было вариаций в зависимости от местности. В некоторых местностях его танцевали со свечами, в других с подушками или с какими-то элементами торжественного характера.
Развитие и формирование польского танца
Со временем танец полонез проникает в высшее сословие, и дворяне и шляхтичи начинают танцевать его. Да вообще шляхтичи, это не только дворяне вопреки расхожему мнению, но и все люди занимающиеся умственным трудом, интеллигенция и так далее. Это становится очень популярным веянием и тенденцией. Первоначально его продолжают исполнять под открытым небом, зачастую так же как и в крестьянском варианте под аккомпанемент каких-то простых музыкальных инструментов. Необязательно на самых простых - это могла быть скрипка, или импровизированные инструменты. В полонезе вообще приветствовалась импровизация. Импровизационные танцевальные элементы создавались на ходу. Первая пара ей давались очень большие возможности для импровизации, и соответственно они могли предлагать вариации для последующих пар.
Когда полонез сформировался как танец, которым мы его знаем
Примерно к 17 веку полонез проникает уже среду высшего сословия и дворянства, и конечно же, он приобретает более степенный, более величавый, торжественный характер. К 18 веку к нему добавляются еще и чувства национальной гордости, патриотический оттенок, который мы видели в мазурке. То, что связано с событиями, переживаемыми Польшей, стремление дворян сохранить своё достоинство, и показать максимально свою гордость. Представить себя в лучшем виде, достойными своей Родины.
Распространение танца по Европе
Из польских салонов, и из польской столицы танец видят представители других дворов Европы, и так постепенно танец разносится и становится постепенно популярным в других странах. Ну конечно же, чтобы приобрести все европейскую популярности, ему надо было обязательно попасть в тогдашнюю столицу Европы, образно говоря это был Париж. В Париже балетмейстеры быстро подхватывают этот новый танец, и приспосабливать его от для танцев высшего сословия. Для аристократических кругов танец полонез оказывается настоящей находкой, и французы узнают и запоминают его как польский танец (по-французски полонез) и с этим названием данный танец обретает вся Европа.
Полонез теряет свою строгость, величавость в восемнадцатом веке. Во Франции 18 века он приобретает больше характера и становится более изысканным, более утонченным, более если угодно куртуазным. Это уже возможность показать себя блеснуть перед дамой, и перед высшим обществом. Чем объясняется популярность полонеза, то что там по сути надо было выучить один только шаг, чтобы уметь танцевать. Этот танец, на все случаи жизни, и вся суть танца, вся изюминка заключалась не только в умении исполнять шаг, и не столько в нём, сколько в умении показать себя в этих простых шагах. Не сложные комбинации позволяли раскрыть себя, показать свое преимущество и превосходство перед другими кавалерами, блеснуть перед своей дамой.
Постепенно полонез утрачивает свои национальные обычаи, национальные черты и уже становится универсальным танцем. Предпочитают именно им открывать баллы в высшем свете, потому что ни в одном другом танце нельзя так показать себя, и так продефилировать, чтобы каждая пара могла и других посмотреть, и себя показать, и полюбоваться какие мы все хорошие и прекрасные. Иногда этим танцем даже и закрывали баллы, как упоминают нам в книге Фредерик Шопен, полонез вовсе не был банальной бессмысленной прогулкой - он был дефилированием во время которого все общество занималось наслаждалось своим собственным лицезрением.
Видеть себя таким прекрасным, таким знатным, таким успешным, таким учтивым. Но вместе с тем, ни один другой танец не требовал такой осанки и горделивости, и потому что, как уже было сказано, акцент здесь был главной темы полонеза - показать уважение к даме, продемонстрировать преклонение перед ней, при этом так, чтобы не уронить своего достоинства. Показать свою мужскую выправку, мужскую доблесть перед другими кавалерами, и самое главное перед своей дамой. Как писал Ференц Лист, кавалеру приходилось всё время наклоняться к своей даме, и улучив удобный момент шепнуть на ухо нежные признания. Затем гордо выпрямляясь, продемонстрировать золото оружия. Смысл этого можно объяснить выражением - "Заставляй даму ответить сочувствующе-понимающей улыбкой".
Главенстувующая роль первой пары в Полонезе
Большое внимание уделялось именно импровизационному моменту, который возлагался на выступление первой пары. Обычно это могли быть или хозяин и хозяйка бала, или какие-то почетные гости, и вся главная роль, главная задача возлагалась на первого кавалера. По традиции его называли Маршал. Вот этот Маршал и придумывал новые фигуры, чтобы отличиться от предшественников, показать свою фантазию, свою выдумку. Это могли быть различные гирлянды, змейки спирали, переплетения, и другие всевозможные фигуры полонеза. Причём фигуры должны быть придуманы так, чтобы никто не сталкивался, чтобы всё было просчитано.
Становившийся во главе колонны старался превзойти своего предшественника небывалыми комбинациями, фигурами которые заставили восхищаться, показывая свои искусство, оправдывая взятую на себя роль, придумывая фигуры самые сложные и запутанные. Однако выполнялись эти танцевальные фигуры так точно, что можно было быть уверенным, что живая лента из танцующих на все лады, извивалась, но никогда не разрывалась на скрещении, и не происходило никакого вмешательства, толкотни и других эксцессов.
Появление полонеза в России
В России полонез стал известен примерно с петровских времен, уже с первой четверти 18 века. В течение 18 века он все набирает свою популярность. Также как и в других салонах Европы его называли, по аналогии с французами, польским танцем, или как еще его называли "ходячий разговор". Как мы бы сейчас сказали, полонез стал форматом общения.
Полонез в профессиональном творчестве композиторов
Тема Полонеза, музыка Полонеза начинает активно использоваться в профессиональной музыке. Композиторы перерабатывают эти мотивы для передачи различных состояний и настроений. Конечно поначалу полонез это выражение национальной гордости и национального достоинства. Удивительно, что прежде всего к нему обращаются польские композиторы, потому что именно полонез сыграл важную роль в становлении польской самобытной музыкальной культуры. К нему обращается Карпинский, Огинский и другие именитые композиторы. Вершиной творчества в жанре полонеза является конечно полонеза Шопена.
Со временем полонез утрачивает свою исключительно национально-патриотическую природу. Композиторы обращаться к другим оттенкам полонеза, это может быть и лирическое содержание, и грустные размышления о судьбе Родины, в самом наверное известном произведении - Полонез Огинского, который так и называется - "Прощание с Родиной", полонез также как и вальс, может передавать различные настроения, различные состояния души.
Русские композиторы обращаются к полонезу, в первую очередь, для раскрытия польской тематики в операх и балетах. Глинка, и другие композиторы используют тему полонеза. Например Глинка в опере Иван Сусанин, полонез в Опере Борис Годунов, Война и Мир и Евгений Онегин и другие произведения, которые иллюстрируют русскую жизнь, полонез играет вполне самостоятельную роль.
Ну и ещё один штрих к культуре полонеза в России - это полонезы Юрия Козловского, которых достаточно много. Особенно был известен его полонез "Гром победы раздавайся", это песня которую на протяжении какого-то периода русские офицеры исполняли фактически как гимн страны, потому что официально утвержденного гимна в России тогда не было. И вот такой неофициальный гимн его заменил. В частности он упоминается в повести Пушкина "Дубровский".
Полонез огинского ноты
Представляем вашему вниманию самый популярный полонез в истории. Полонез польского композитора Михаила Клеофаса Огинского.
Слуашть полонез Огинского онлайн