Подберите себе обувь

Каталог товаров

С нами дружат

 

site sale

Полонез - танцы старого и нового света

В 19 веке существовали 2 самых знаковых танца это Вальс и Мазурка. Но в 19 веке существовали далеко не только Вальс и Мазурка, и в первую очередь стоит упомянуть о Польше, которая дала так много для танцевальной культуры 19 века, а также последующих эпох. Первый танец о котором хотелось бы поговорить - это танец, который так и называется польский танец то есть, то есть Полонез.

Зарождение польского танца

Перевод с французского названия танца полонез - польский танец. Полонез это изначально был польский народный танец, танец-шествие. Историки исследователи усматривают начало Полонеза в польском торжественном шествии, которые танцевали крестьяне нередко на свадьбах, под открытым небом. Естественно танец торжественного характера исполнялся парами, очень много было вариаций в зависимости от местности. В некоторых местностях его танцевали со свечами, в других с подушками или с какими-то элементами торжественного характера.

polonez pod otkritim nebom

Развитие и формирование польского танца

Со временем танец полонез проникает в высшее сословие, и дворяне и шляхтичи начинают танцевать его. Да вообще шляхтичи, это не только дворяне вопреки расхожему мнению, но и все люди занимающиеся умственным трудом, интеллигенция и так далее. Это становится очень популярным веянием и тенденцией. Первоначально его продолжают исполнять под открытым небом, зачастую так же как и в крестьянском варианте под аккомпанемент каких-то простых музыкальных инструментов. Необязательно на самых простых - это могла быть скрипка, или импровизированные инструменты. В полонезе вообще приветствовалась импровизация. Импровизационные танцевальные элементы создавались на ходу. Первая пара ей давались очень большие возможности для импровизации, и соответственно они могли предлагать вариации для последующих пар.

полонез - развитие и формирование танца

Когда полонез сформировался как танец, которым мы его знаем

Примерно к 17 веку полонез проникает уже среду высшего сословия и дворянства, и конечно же, он приобретает более степенный, более величавый, торжественный характер. К 18 веку к нему добавляются еще и чувства национальной гордости, патриотический оттенок, который мы видели в мазурке. То, что связано с событиями, переживаемыми Польшей, стремление дворян сохранить своё достоинство, и показать максимально свою гордость. Представить себя в лучшем виде, достойными своей Родины.

Распространение танца по Европе

Из польских салонов, и из польской столицы танец видят представители других дворов Европы, и так постепенно танец разносится и становится постепенно популярным в других странах. Ну конечно же, чтобы приобрести все европейскую популярности, ему надо было обязательно попасть в тогдашнюю столицу Европы, образно говоря это был Париж. В Париже балетмейстеры быстро подхватывают этот новый танец, и приспосабливать его от для танцев высшего сословия. Для аристократических кругов танец полонез оказывается настоящей находкой, и французы узнают и запоминают его как польский танец (по-французски полонез) и с этим названием данный танец обретает вся Европа.

полонез - развитие танца в Европе

Полонез теряет свою строгость, величавость в восемнадцатом веке. Во Франции 18 века он приобретает больше характера и становится более изысканным, более утонченным, более если угодно куртуазным. Это уже возможность показать себя блеснуть перед дамой, и перед высшим обществом. Чем объясняется популярность полонеза, то что там по сути надо было выучить один только шаг, чтобы уметь танцевать. Этот танец, на все случаи жизни, и вся суть танца, вся изюминка заключалась не только в умении исполнять шаг, и не столько в нём, сколько в умении показать себя в этих простых шагах. Не сложные комбинации позволяли раскрыть себя, показать свое преимущество и превосходство перед другими кавалерами, блеснуть перед своей дамой.

Постепенно полонез утрачивает свои национальные обычаи, национальные черты и уже становится универсальным танцем. Предпочитают именно им открывать баллы в высшем свете, потому что ни в одном другом танце нельзя так показать себя, и так продефилировать, чтобы каждая пара могла и других посмотреть, и себя показать, и полюбоваться какие мы все хорошие и прекрасные. Иногда этим танцем даже и закрывали баллы, как упоминают нам в книге Фредерик Шопен, полонез вовсе не был банальной бессмысленной прогулкой - он был дефилированием во время которого все общество занималось наслаждалось своим собственным лицезрением.

Видеть себя таким прекрасным, таким знатным, таким успешным, таким учтивым. Но вместе с тем, ни один другой танец не требовал такой осанки и горделивости, и потому что, как уже было сказано, акцент здесь был главной темы полонеза - показать уважение к даме, продемонстрировать преклонение перед ней, при этом так, чтобы не уронить своего достоинства. Показать свою мужскую выправку, мужскую доблесть перед другими кавалерами, и самое главное перед своей дамой. Как писал Ференц Лист, кавалеру приходилось всё время наклоняться к своей даме, и улучив удобный момент шепнуть на ухо нежные признания. Затем гордо выпрямляясь, продемонстрировать золото оружия. Смысл этого можно объяснить выражением - "Заставляй даму ответить сочувствующе-понимающей улыбкой".

Главенстувующая роль первой пары в Полонезе

Большое внимание уделялось именно импровизационному моменту, который возлагался на выступление первой пары. Обычно это могли быть или хозяин и хозяйка бала, или какие-то почетные гости, и вся главная роль, главная задача возлагалась на первого кавалера. По традиции его называли Маршал. Вот этот Маршал и придумывал новые фигуры, чтобы отличиться от предшественников, показать свою фантазию, свою выдумку. Это могли быть различные гирлянды, змейки спирали, переплетения, и другие всевозможные фигуры полонеза. Причём фигуры должны быть придуманы так, чтобы никто не сталкивался, чтобы всё было просчитано.

роль первой пары в полонезе

Становившийся во главе колонны старался превзойти своего предшественника небывалыми комбинациями, фигурами которые заставили восхищаться, показывая свои искусство, оправдывая взятую на себя роль, придумывая фигуры самые сложные и запутанные. Однако выполнялись эти танцевальные фигуры так точно, что можно было быть уверенным, что живая лента из танцующих на все лады, извивалась, но никогда не разрывалась на скрещении, и не происходило никакого вмешательства, толкотни и других эксцессов.

Появление полонеза в России

В России полонез стал известен примерно с петровских времен, уже с первой четверти 18 века. В течение 18 века он все набирает свою популярность. Также как и в других салонах Европы его называли, по аналогии с французами, польским танцем, или как еще его называли "ходячий разговор". Как мы бы сейчас сказали, полонез стал форматом общения.

появление полонеза в России

Полонез в профессиональном творчестве композиторов

Тема Полонеза, музыка Полонеза начинает активно использоваться в профессиональной музыке. Композиторы перерабатывают эти мотивы для передачи различных состояний и настроений. Конечно поначалу полонез это выражение национальной гордости и национального достоинства. Удивительно, что прежде всего к нему обращаются польские композиторы, потому что именно полонез сыграл важную роль в становлении польской самобытной музыкальной культуры. К нему обращается Карпинский, Огинский и другие именитые композиторы. Вершиной творчества в жанре полонеза является конечно полонеза Шопена.

Со временем полонез утрачивает свою исключительно национально-патриотическую природу. Композиторы обращаться к другим оттенкам полонеза, это может быть и лирическое содержание, и грустные размышления о судьбе Родины, в самом наверное известном произведении - Полонез Огинского, который так и называется - "Прощание с Родиной", полонез также как и вальс, может передавать различные настроения, различные состояния души.

полонез в творчестве композиторов

Русские композиторы обращаются к полонезу, в первую очередь, для раскрытия польской тематики в операх и балетах. Глинка, и другие композиторы используют тему полонеза. Например Глинка в опере Иван Сусанин, полонез в Опере Борис Годунов, Война и Мир и Евгений Онегин и другие произведения, которые иллюстрируют русскую жизнь, полонез играет вполне самостоятельную роль.

Ну и ещё один штрих к культуре полонеза в России - это полонезы Юрия Козловского, которых достаточно много. Особенно был известен его полонез "Гром победы раздавайся", это песня которую на протяжении какого-то периода русские офицеры исполняли фактически как гимн страны, потому что официально утвержденного гимна в России тогда не было. И вот такой неофициальный гимн его заменил. В частности он упоминается в повести Пушкина "Дубровский".

Полонез огинского ноты

Представляем вашему вниманию самый популярный полонез в истории. Полонез польского композитора Михаила Клеофаса Огинского.

Полонез Огинского ноты

Слуашть полонез Огинского онлайн